"Чернобыльская авария" произошла во время обычного останова 4-го энергоблока ЧАЭС на планово-предупредительный ремонт (ППР). Во время таких остановов часто выполняются дополнительные работы, которые не могут быть выполнены при работе энергоблока на мощности. На этот раз помимо стандартных работ, описываемых в штатных инструкциях по эксплуатации оборудования, была запланирована проверка работы систем энергоблока в условиях максимальной проектной аварии (МПА). Под МПА понимается максимальная авария, для которой в проекте предусмотрены меры по её локализации и недопущению радиоактивного заражения окружающей территории. Такой аварией являлось одновременное сочетание двух крайне маловероятных событий: обесточение собственных нужд энергоблока и разрыв напорного коллектора ГЦН (диаметром 900 мм). По сигналу МПА одновременно включаются две системы безопасности: 1) система САОР, которая из гигантских емкостей под давлением (газовой подушки) 60 атмосфер льёт воду в огромную дырищу, попутно охлаждая активную зону реактора; 2) Дизель-генераторная (ДГ)-станция, которая за это время (пока не кончилась вода в емкостях) успевает раскочегариться и подать электропитание на насосы аварийного охлаждения. Реактор, даже в заглушенном состоянии, нельзя оставлять без охлаждения ни на секунду. Гидроемкости САОР включаются практически мгновенно, но их время работы (без подпитки) ограничено запасом воды, а дальше должны обязательно включиться в работу насосы. Время раскрутки ДГ и выхода на полную мощность составляет от 30 до 60 сек. И всё это время реактор охлаждается водой из ГЕ и штатными системами нормальной работы, которые качают воду по инерции (ГЦН, ПН, и т.д.).
Вопрос состоит в том, хватает ли этой инерции до того момента, пока заработает ДГ и включатся системы аварийного охлаждения. Чтобы снять этот вопрос, главный конструктор РБМК-1000 предложил (при создании вторых очередей реактора) дополнительно использовать инерцию вращения ротора турбогенератора. Запас механической энергии вращения ротора ТГ достаточно велик, чтобы вырабатывать электроэнергию только за счет выбега по инерции (без подачи пара на турбину) в течение какого-то времени. Эту электроэнергию можно использовать для питания аварийных насосов, а также ГЦН и ПН, чтобы продлить их работу по инерции. Генеральный проектировщик АЭС одобрил эту идею повышения надежности проектного решения по МПА и включил режим выбега ТГ в проект вторых очередей. Определить время выбега турбогенератора ТГ с такой нагрузкой, и хватит ли этого времени до полной раскрутки ДГ, можно только экспериментально при очередной остановке блока.
Согласный провести такой эксперимент нашелся, это зам. главного инженера ЧАЭС Анатолий Степанович Дятлов. Для проведения испытания была создана специальная электрическая схема – "блок выбега", предназначенная для поддержания магнитного поля ротора генератора при его отключении от сети. И он же выдает необходимые сигналы для требуемых автоматических переключений в электрических цепях. Блок выбега запускается от кнопки МПА, специально выведенной на панель безопасности БЩУ, одновременно этим подается реальный сигнал МПА в системы безопасности энергоблока. А чтобы САОР по этому сигналу не начала лить воду, куда не надо, на время испытаний выбега турбогенератора её предполагалось отсечь задвижками на линии подачи воды.
Здесь необходимо пояснение. Эксперимент касается только лишь различных переключений в электрических цепях энергоблока и не влияет на ядерную безопасность реактора, так как реактор глушится автоматически в самом начале эксперимента (как только перестает подаваться пар на турбину). Следовало лишь четко продумать рабочую программу эксперимента и согласовать в ней эту работу с другими работами, проводимыми при остановке энергоблока. Программа состояла из подготовительной части (различные нештатные переключения в электрических цепях, подключения дополнительных насосов и др.), которая занимает почти все время, отведенное на эксперимент, и собственно испытаний (прекращение подачи пара на турбину и регистрация параметров выбега) длительностью примерно в одну минуту.